Поиск 
Назад
Обновить страницу
Вперёд
На главную страницу
Отправить на печать
Напишите нам
Нижний Новгород
ул.Обухова,д.6
F-Mark 2010
Телефон/факс (831) 296-47-61
Время работы с 9-00 до 17-00
Цель мастерской: освоение проблемно-исследовательских методов обучения, разработка комплекса учебных проблем - исследовательских задач (тематического блока) в содержании курсов истории и обществознания и моделирование уроков по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Ведущие мастерской: к.соц.н. Казакова И.Р., засл. учитель РФ Васильева Т.Ю.

Планируемый результат:
- овладение учителем методом проблемного обучения и дидактическими приемами постановки проблемных ситуаций;
- тематическое планирование с выделенным компонентом деятельностного содержания  (тематическим блоком проблемных заданий)
- проекты уроков по реализации проблемно-исследовательского подхода

В основу работы мастерской положен подход, разработанный М.И. Махмутовым и получивший дальнейшее развитие в работах других авторов.

Теоретические занятия мастерской направлены на: формирование представления о содержании и структуре учебной проблемы, знакомство с типологией учебных проблем,
изучение взаимосвязи проблемного обучения и научного исследования, выделение отличия между проблемным вопросом, проблемным заданием и проблемной ситуацией.

Занятия мастерской разработаны с учётом принципа от общего к частному, от теоретического блока (лекционной формы) к разработке алгоритма урока проблемно-исследовательского типа (практическое занятие), к моделированию вариантов уроков, их представлению и совместному анализу.
Последним этапом работы мастерской становится работа в группах по выработке системы проблемных заданий по блоку тем истории России.

В теоретическом блоке используются материалы В.С.Лазарева «Формирование учащихся как субъектов исследовательской деятельности» (понятие исследовательской задачи и типология исследовательских задач).  Учителя  изучают структуру урока и требования к учебному процессу в проблемно-исследовательских моделях обучения.

На следующем этапе педагоги знакомятся с дидактическими подходами к постановке проблемных ситуаций (конкретными способами и приемами) и источниками проблем в учебном содержании предметов.
Данный этап - переходный  от теории к практике, поскольку теоретические вопросы подкрепляются конкретными примерами из педагогической практики.

Завершающий этап работы мастерской - практико-ориентированный: полученный теоретический материал является основой разработки алгоритма урока проблемно-исследовательского типа и моделирования вариантов таких уроков.

Участникам мастерской предлагается на основе примера разработанного урока создать методический комментарий к нему, то есть актуализировать теоретические знания, определить этапы урока и теоретически их обосновать, ответив на опорные вопросы к каждому этапу урока. Создаются условия реализации теории в практической деятельности, вырабатываются методические умения разработки модели урока проблемно-исследовательского типа.


Умение проблематизировать учебное содержание формируется на последних занятиях, когда учителя работают с УМК по истории России 6 кл. и 10 кл. Результатом работы должна стать система проблемных заданий 3-х видов в зависимости от темы (проблемно-эвристические, проблемно-дискуссионные и проблемно-исследовательские).

Мастерская «Проблемно-исследовательский подход
к преподаванию истории и обществознания»

Проекты и конкурсы
Назад на страницу