Поиск 
Назад
Обновить страницу
Вперёд
На главную страницу
Отправить на печать
Напишите нам
Нижний Новгород
ул.Обухова,д.6
F-Mark 2010
Телефон/факс (831) 296-47-61
Время работы с 9-00 до 17-00
Педагогическая мастерская №8
"Аналитический подход к управлению образовательным учреждением".

      Традиционная профессиональная подготовка директоров, завучей и педагогов в области аналитической деятельности представляет собой так называемую "классическую модель обучения", которая подразумевает передачу определенного количества управленческих знаний и опыта. К сожалению, в большей степени работа построена на основе западного менеджмента, где анализ как самостоятельная функция управления не рассматривается и, соответственно, подготовка будущих и нынешних руководителей и педагогов не обеспечивает аналитичность управления в современной школе.
      Педагогика - прикладная и поэтому технологическая наука. Технологизация управления, в т.ч. анализа, - это объективный необходимый и перспективный процесс, под которым понимается поиск алгоритма деятельности человека, облегчающего и повышающего ее эффективность.
      Из всех управленческих функций наименее разработана в технологическом плане аналитическая. Если для планирования, организации, руководства и контроля предлагаются различные методики и технологии их осуществления, то при рассмотрении функции анализа основной акцент делается на том, что необходимо анализировать. При этом практическая сторона вопроса - как анализировать и последовательность выполняемых действий - остается без внимания. Мы предлагаем использовать более эффективные технологии, позволяющие обеспечить унификацию аналитической деятельности руководителей ОУ.
      Дистанционный курс, который предлагаем мы - это взаимозависимый, нетрадиционный подход к реализации субъектами управленческого процесса аналитической функции управления, что позволит слушателям получить навыки аналитического подхода к осуществлению управленческой деятельности и разработки направлений повышения ее результативности. Формат проведения курса предполагает сформировать у слушателей профессиональные аналитические навыки и умения для применения в практической деятельности, которые позволяют выявить недостатки в осуществлении педагогической и управленческой работе с целью повышения ее результативности.
      Теоретический раздел курса строится на основе имеющихся знаний и опыта по педагогическому анализу и аналитической деятельности, представленных в научной, педагогической и психологической литературе.
      Методическая цель курса - развитие аналитичности профессиональной деятельности субъектов управленческого процесса, способствующей осуществлению оценивания результатов своей работы и ее результативности с целью дальнейшего совершенствования.
      Предлагаемый слушателям различный материал по аналитической деятельности направлен на развитие субъектов управленческого процесса аналитических умений и навыков по оценке и предвидению результатов своей работы.
      Особое внимание уделено овладению знаниями, позволяющими определять действенность и эффективность многочисленных методик и технологий анализа. Слушатели курса должны уметь соотносить полученные знания с целью и задачами современной школы в обеспечении качества образования.
      Основные методы обучения - наглядный и практический, с помощью которых формируются новые представления об аналитическом подходе к управлению образовательным учреждением, технологизации аналитической деятельности.
      Практический раздел семинара предполагает решение следующих задач:
      - проектирование системы анализа результатов деятельности образовательного учреждения;
      - построение "дерева" целей образовательного учреждения на основе технологии анализа;
      - составление плана и план-сетки деятельности образовательного учреждения на основе технологии анализа;
      - разработка системы внутришкольного контроля образовательного учреждения на основе технологии анализа.
      Практические методы обеспечивают проверку имеющихся аналитических знаний, умений и навыков и формируют новые. При обучении все методы взаимосвязаны и, каждый из них, включает в себя систему приемов, которые объединяются при решении обучающих задач.
      Приложения составляют значительную часть курса и содержат дополнительный раздаточный материал, который представлен в виде практического руководства, пакета тезисов, медиаматериалов и рекомендаций.

      Чем отличается наш подход от других имеющихся подходов к анализу ОУ?
      Выявленные недочеты в аналитической деятельности доказывают необходимость поиска нового подхода к анализу ОУ, в котором должны быть отражены следующие требования:
      - заданы параметры, в рамках которых проводится анализ;
      - определен алгоритм осуществления анализа результатов;
      - исключена возможность несоблюдения последовательности этапов анализа или их пропуска.

      Пооперационная, определенно заданная технология анализа результатов работы образовательной системы (ТАРРОС) позволит руководителю провести анализ на более высоком уровне. ТАРРОС (автор д.п.н. Коростелев А.А.) - представляет собой блочную систему в табличной форме, которая является наиболее оптимальной для проведения анализа, т. к. имеет заданные параметры действий, где процесс описывается пошагово и поэтапно.
      Преимущество ТАРРОС в том, что:
      - автор технологии не говорит о том, что должны анализировать руководители школы, а показывает как это делать;
      - образец анализа работы школы представлен по блокам, а не по направлениям деятельности заместителей директора, как это принято в обычной практике;
      - анализ осуществляется в жесткой табличной форме, что позволяет проследить весь процесс анализа - от фактических результатов до постановки целей;
      - избежать ненужных вводных и промежуточных слов;
      - оценить глубину осуществления анализа;
      - определить уровень аналитической деятельности;
      - понять технологию анализа всем без исключения - она читабельна, информативна и наглядна;
      - технология анализа удобна: для учителей в понимании своего вклада в результаты деятельности школы, руководителя ОУ в изучении процессов, происходящих в школе, проверяющих организаций, т. к. они могут сразу оценить уровень практически всех управленческих функций (анализа, целеполагания, планирования, организации и контроля) руководителя и его заместителей.
      - данная технология позволяет унифицировать и оптимизировать процесс педагогического анализа,
      - в зависимости от особенностей школы технологию можно легко видоизменять как по блокам, так и по направлениям,
      - технология имеет и программный вариант.

      Работа в мастерской обеспечит:
      - формирование у субъектов управленческого процесса аналитических знаний и умений по оценке результативности деятельности образовательного учреждения;
      - слушатели ознакомятся с современными научными подходами к управлению;
      - узнают новые методики, применяемые в управленческой практике;
      - освоят новые технологии педагогического анализа;
      - получат информацию о новых исследованиях и методических пособиях по аналитической деятельности;
      - получат навыки формирования системы анализа образовательного учреждения и оценки результативности его деятельности;
      - курс поможет субъектам управленческого процесса расширить представления об аналитической деятельности и ее значение в управленческой деятельности, а также о новых технологиях анализа результатов работы образовательного учреждения.

      Проблемы, которые мы предлагаем решать, используя технологию ТАРРОС, следующие:
      1) проблема эффективного осуществления процесса управления, учитывая возможности и необходимые усилия для обеспечения функционирования и развития школы;
      2) проблема сбалансированного соотношения между функционированием и развитием школы;
      3) проблема оценки результативности профессиональной деятельности;
      4) как научиться анализировать нестандартные ситуации и планировать свои действия;
      5) как оценить достигнутые результаты работы ОУ и проанализировать допущенные ошибки;
      6) как выявить характерологические особенности различных научных подходов к управлению и анализу.

      План наших действий:
      Цель: формирование у субъектов управленческого процесса аналитического подхода к осуществлению управленческой деятельности и развитие аналитических навыков, способствующих оценке результативности профессиональной деятельности.

      Встреча №1 - Современные подходы к управлению. Выявление характерологических особенностей различных подходов к управлению. Причины формирования аналитического подхода.
      Формирование и развитие современной школы требует от руководителей не только эмпирических знаний, накопленных как за счет своего, так и чужого управленческого опыта, но и знания научных подходов в управлении образовательным учреждением как сложной, полиструктурной многофакторной, и многоаспектной социальной организации, что позволяет эффективнее осуществлять процесс управления, учитывая возможности и необходимые усилия для обеспечения функционирования и развития школы.
      Планируемый образовательный продукт: информационный портфолио слушателя.

      Встреча №2 - Управленческая деятельность и функции управления.
      Различные функциональные подходы к управленческому циклу. Характеристика функций управления. Управленческая деятельность. Аналитическая деятельность.
      Планируемый образовательный продукт: анализ особенностей функционального набора в менеджменте вашей школы.

      Встреча №3 - Формирование аналитического подхода к управлению на основе технологии анализа результатов работы образовательной системы (ТАРРОС).
      Особенности применения технологий и методик анализа управленческой деятельности.
      Логика анализа итогов учебного года.
      Проблемно-ориетированный анализ состояния школы.
      Анализ конечных результатов работы ОУ.
      Особенности ТАРРОС.
      Двух и трехмерные модели осуществления анализа.
      Лингвистическая целесообразность табличной формы ТАРРОС.
      Уровни аналитической деятельности и их проекция по ТАРРОС.
      Система информационного обеспечения по ТАРРОС.
      Цели и задачи школы на основе ТАРРОС.
      Система контроля по технологии анализа.
      Планируемый образовательный продукт: апробация матричных схем. Унифицированный анализ ОУ.

      Встреча №4 - Проектирование системы управления ОУ на основе ТАРРОС
      Проектирование системы анализа результатов деятельности ОУ. Построение дерева целей ОУ на основе технологии анализа. Разработка системы ВШК ОУ на основе технологии анализа.
      Образовательный продукт: проект системы управления ОУ.

      Встреча №5 - Презентация проекта и внешняя экспертиза проекта (очная встреча - конкурс проектов системы управления ОУ).

Заявку на участие в мастерской можно заполнить здесь.

Вернутся в раздел "Дистанционное обучение взрослых"