Поиск 
Назад
Обновить страницу
Вперёд
На главную страницу
Отправить на печать
Напишите нам
Нижний Новгород
ул.Обухова,д.6
F-Mark 2010
Телефон/факс (831) 296-47-61
Время работы с 9-00 до 17-00
Педагогическая мастерская №6 "Технология учета и развития параметров Индивидуального Стиля Учебной Деятельности ученика (ИСУД)" как ресурс индивидуализации образовательного процесса".

      Почему мы обратились к данной проблеме?
      В течение ряда лет актуальной является проблема построения индивидуальной образовательной траектории учащихся. Существуют разные подходы к данному понятию, но главный вопрос, который встает перед учителем: "Как организовать образование учеников по их собственным, но разным траекториям?" Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Решать эту задачу в современной дидактике предлагается обычно двумя противоположными способами, каждый из которых именуют индивидуальным подходом.
      Первый способ-дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности или другим параметрам. Для этого учеников обычно делят на группы по типу способные, средние, отстающие.
      Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается для каждого ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области.
      Первый подход наиболее распространен в наших школах. Второй достаточно редок, поскольку требует не просто индивидуального движения ученика на фоне общих, заданных извне целей, а одновременной разработки и реализации разных моделей обучения учеников, каждая из которых по-своему уникальна и отнесена к личностному потенциалу любого отдельно взятого ученика.
       Мы предлагаем третий вариант - на основе технологии ИСУД - технология учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности.
      Задача обучения состоит в обеспечении зоны для индивидуального развития каждого ученика. Ученик создает образовательную продукцию, выстраивает свой образовательный путь, опираясь на индивидуальные качества и способности, причем может делать это только в соответствующей среде, которую организует учитель. Одновременность реализации персональных моделей образования - одна из целей личностно-ориентированного образования.
      Таким образом, мы понимаем индивидуальную образовательную траекторию - как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.
      Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе образовательного движения учащихся по индивидуальным траекториям.
      Однако на практике в рамках существующей классно-урочной системы и классного (а не индивидуального) обучения, почти нет детально и технологично разработанных систем, которые позволили бы реализовать индивидуальную образовательную траекторию учащегося. Технология ИСУД позволяет это сделать при определенной адаптации ее в образовательном процессе конкретной школы.
      Данная технология позволяет решить комплексно систему целей:
      1) выяснить, почему неуспешен ученик в предмете (диагностика);
      2) отобрать формы, методы и приемы, развивающие внутренние ресурсы ученика и учитывающие его психофизиологические особенности;
      3) обеспечить развивающую образовательную среду для каждого ученика в условиях классно-урочной системы;
      4) обеспечить рост профессиональной компетентности учителя (психолого-педагогической, предметно-методологической и управленческой).

      На проблемы изучения, апробации, адаптации и внедрения технологии ИСУД и нацелена работа в данной мастерской.

      Проблемы, которые мы предлагаем решать совместно, следующие:
      - проблема диагностики причин неуспешности ученика в том или ином предмете;
      - проблема разработки индивидуальных программ развития учащихся на основе проведенной диагностики;
      - проблема дидактического обеспечения образовательной развивающей среды;
      - проблема психолого-педагогической и дидактической компетентности учителя;
      - проблема результативности и мониторинга качества реализации индивидуальных образовательных траекторий.

      Приглашаем принять участие в разработке:
      - ресурсного портфолио учителя по методическому и дидактическому обеспечению внедрения технологии ИСУД учащихся;
      - интегративных показателей результативности образовательного процесса на основе реализации технологии ИСУД;
      - новых форм организации урока на основе технологии ИСУД с использованием технологических карт;
      - системы психолого-педагогического обеспечения реализации индивидуальных программ развития учащихся.

      План наших действий:
      Цель: овладение учителем технологией ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности) как способом проектирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся школы в условиях перехода к стандартам второго поколения.

      Встреча №1 - Варианты проектирования индивидуальных образовательных траекторий и возможности технологии ИСУД. Определение параметров диагностики для исследования ИСУД. Основные критерии выбора.
       Ожидаемый результат: формирование умения учителя диагностировать параметры учебного успеха ученика и "сворачивать" эту информацию в матрицу.

      Встреча №2 - Обучаемость как характеристика зоны ближайшего развития ученика, его учебно-познавательных возможностей. Диагностика уровня обучаемости учащихся на основе КМС (контрольно-методического среза).
      Ожидаемый результат: формирование умения учителя проводить контрольно-методический срез, разрабатывать задания 3-х уровней (репродуктивного, продуктивного и творческого) для определения уровня обучаемости учащихся.

      Встреча №3 - Работа учителя по диагностике и развитию универсальных (мыслительных) умений учащихся. Анализ результатов диагностики. Матрица индивидуальных результатов учащихся как параметры внутренних ресурсов ученика.
       Ожидаемый результат: формирование умения учителя определять и разрабатывать учебные задания на развитие универсальных (мыслительных) компетентностей учащихся.

      Встреча №4 - Мотивация как главный ресурс учебного успеха ученика. Определение соответствия педагогического воздействия виду и вектору мотивации каждого ученика. Психофизиологические составляющие ресурсов учебного успеха ученика (ведущий канал приема информации - модальность, функциональное доминирование полушарий).
       Ожидаемый результат: формирование умения учителя определять вид и уровень мотивации учащихся, и на основе данной диагностики использовать мотивационные приемы на развитие учебно-познавательной и социально-духовной мотивации учащихся.

      Встреча №5 - Дидактический потенциал учебных заданий. Методы и приемы формирования "проблемных параметров" - значимых компетентностей, требующих развития. Возможности их использования. Формирование картотеки учебных приемов и заданий, систематизированной по параметрам учебного успеха ученика.
      Разработка индивидуальных программ развития учащихся.
       Ожидаемый результат: формирование умения учителя разрабатывать индивидуальную программу развития ученика, видеть дидактический потенциал учебных заданий и целенаправленно их использовать в процессе обучения учащихся.

      Встреча №6 - Технологическая карта урока, разработанного на основе технологии ИСУД.
      Составление картотеки учебных форм и видов учебной работы в технологии ИСУД. Анализ урока, разработанного в технологии ИСУД. Разработка мониторинга результативности образовательного процесса на основе технологии ИСУД (мониторинг результатов - "по ученику" и мониторинг процесса - "по учителю"). Введение критерия оценки деятельности учителя на основе положительной динамики изменений параметров учебного успеха учеников.

      Методическое обеспечение курса:
      1) список литературы и Интернет-ресурсов по проблеме;
      2) пакет методик для диагностики параметров внутренних ресурсов и учебного успеха ученика;
      3) банк заданий для контрольно-методических срезов (по математике, русскому языку, биологии, географии, истории и другим предметам);
      4) варианты разработок индивидуальных программ развития учащихся средствами учебного предмета;
      5) информационные и технологические карты уроков;
      6) картотеки учебных заданий и видов учебной деятельности в технологии ИСУД;
      7) формы представления разработок учителей, осваивающих технологию ИСУД;
      8) управленческий алгоритм внедрения педагогической технологии ИСУД в школе;
      9) материалы для семинаров и внутришкольного контроля при внедрении технологии ИСУД.

      Предоставляются материалы как автора технологии к.б.н. Галеевой Н.Л., так и практические материалы, разработанные и апробированные на базе школ г. Нижнего Новгорода.

Заявку на участие в мастерской можно заполнить здесь.

Вернутся в раздел "Дистанционное обучение взрослых"