Поиск 
Назад
Обновить страницу
Вперёд
На главную страницу
Отправить на печать
Напишите нам
Нижний Новгород
ул.Обухова,д.6
F-Mark 2010
Телефон/факс (831) 296-47-61
Время работы с 9-00 до 17-00
Педагогическая мастерская №5."Возможности расширенного УМК (хрестоматия, ресурсная тетрадь,дидактический материал):формирование и развитие универсальных учебных действий через систему учебных заданий".

        Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД) - специальная педагогическая задача. Школьник в своей учебной деятельности перерабатывает способы учебной работы, которые ему задает учитель. Внутренняя переработка приводит к тому, что усвоенный ребенком способ работы с учебным материалом иногда может отличаться от учительского эталона. В то же время преподаватель, как правило, не контролирует этот процесс, фиксируя только качество полученного учеником результата (решенная или нерешенная задача; содержательный или неглубокий, отрывочный, малоинформативный ответ и т.д.) и не представляет себе, какие индивидуальные умения учебной работы у ребенка сложились. Ряд приёмов и заданий, используемых учителем, могут оказаться нерациональными или просто неверными, что существенно мешает ученику продвигаться в учебном материале, овладевать учебной деятельностью.
        Актуальность данной темы заключается именно в противоречии между необходимостью формирования и развития УУД учащихся и недостаточной разработанностью системы учебных заданий по формированию этих действий.
        Нижегородский центр непрерывного образования предлагает разработанную систему заданий, которые заложены в расширенный учебно-методический комплект (учебник, хрестоматия, ресурсная тетрадь, тетрадь для самопроверки и контроля) по разным предметным областям, способствующие формированию и развитию универсальных учебных действий. При этом Центр нисколько не снижает значимость ЗУНов, а считает, что через логически построенную систему заданий можно добиться высокого уровня знаний учащихся и их личностного развития. Выстроенная система учебных заданий в расширенных УМК по русскому языку, математике, английскому языку и истории направлены на единые образовательные задачи развития учащихся и снижает негативные последствия предметоцентризма. Особенность данных учебных заданий так же состоит в том, что они представлены ни как отдельные задания в конкретном предмете, а выстроены целостной интегральной системой ряда образовательных дисциплин, которая контролируется и корректируется с помощью разработанного мониторинга.
        Целостность заданий удерживается за счет следующих качеств выстраиваемой системы:
        1.Единство развивающих задач. Каждый предмет работает на их решение в той или иной степени. При этом для каждого предмета определены развивающие приоритеты, связанные с возможностями содержания учебной программы.
        2.Общие приемы структурирования материала в рабочих тетрадях, близкие по стилистике инструкции к заданиям.
        Таким образом, каждый предмет, сохраняя свои предметные специфические задачи, решает задачи развития учащихся через систему учебных заданий.
        Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор темы мастерской: "Возможности расширенного УМК (хрестоматия, ресурсная тетрадь, дидактический материал): формирование и развитие универсальных учебных действий через систему учебных заданий".


Тематический план

Семинар №1
Образование как процесс целенаправленного развития Человека. Предметное содержание и его развивающие ресурсы. Задачи развития учащихся в младшем подростковом возрасте. Учебно-коммуникативные умения учащихся: психологическое содержание и условия развития. Моделирование заданий на развитие учебно-коммуникативных умений в различных учебных предметах.

Участвуя в мастерской, Вы узнаете, какие универсальные учебные действия формируются в 5-6 классах, расширите своё представление о развитии учебно-коммуникативных умений учащихся, овладеете умением разрабатывать систему заданий на развитие учебно-коммуникативных умений в различных предметных областях.

Семинар №2
Развитие учебно-логических умений учащихся. Виды логических операций, алгоритм их выполнения. Моделирование заданий на развитие учебно-логических умений в различных учебных предметах.

Вы расширите своё представление по проблеме развития учебно-логических умений учащихся, научитесь подбирать и создавать учебные задания для развития учебно-логических умений у учащихся на основе предметного содержания.

Семинар №3
Развитие у учащихся регулятивных универсальных учебных действий. Виды учебных заданий, направленных на развитие контрольно-оценочных действий. Моделирование заданий на развитие контрольно-оценочных действий.

Вы расширите своё представление о развитии регулятивных универсальных учебных действий у учащихся, научитесь разрабатывать систему заданий на развитие регулятивных универсальных учебных действий.

Семинар №4
Психологическое сопровождение развития у учащихся универсальных учебных действий. Мониторинговые исследования уровня развития данных действий у учащихся в процессе изучения предметного содержания в различных образовательных областях (филология, математика, история).

Вы расширите своё представление о психологическом сопровождении развития у учащихся универсальных учебных действий, увидите эффективное взаимодействие психолога и педагога, познакомитесь с программой психологического курса "Учимся мыслить и взаимодействовать", научитесь разрабатывать диагностический инструментарий для определения уровня развития универсальных учебных действий у учащихся.

         Методическое обеспечение каждого слушателя:
        1) лекции с компьютерной презентацией по каждому занятию;
        2) система разработанных заданий на развитие УУД из каждой предметной области (русский язык, математика, английский язык, история);
        3) диагностический инструментарий определения уровня сформированности УУД;
        4) программа, тематическое планирование, разработки занятий по психологическому курсу "Учимся мыслить и взаимодействовать";
        5) дайджест научно-методической литературы по проблеме развития УУД.

Заявку на участие в мастерской можно заполнить здесь.

Вернутся в раздел "Дистанционное обучение взрослых"