Поиск 
Назад
Обновить страницу
Вперёд
На главную страницу
Отправить на печать
Напишите нам
Нижний Новгород
ул.Обухова,д.6
F-Mark 2010
Телефон/факс (831) 296-47-61
Время работы с 9-00 до 17-00
Педагогическая мастерская №1
"Формирование и развитие проектного мышления учащихся".

     Педагогическая, как и любая иная деятельность, - это большой проект, где постановка целей, создание команды, распределение ролей, рефлексия, поэтапная реализация лежит в основе отдельно взятого урока (проект урока) и всей педагогической системы учителя и школы в целом. Руководствуясь научно обоснованными подходами к организации педагогической деятельности, как проектной, возможно, мы добьемся лучших результатов, и наши ученики выйдут в реальную жизнь с умениями проектировать и реализовывать свои проекты и жизненные планы. Этому их необходимо учить. Проектный тип мышления характерен для современных лидеров политики, бизнеса, искусства, спорта. Чтобы быть успешным, необходимо научиться ставить реальные цели, правильно находить пути их реализации, работать в команде, умело презентовать свою работу и т.д. В ходе проектной деятельности у учащихся формируются важные умения - добывать новые знания и приобретать новые умения.
     Актуальность проблемы подтверждается и современными требованиями компетентностного подхода, которые призывают нас работать с ведущими умениями учащихся, в том числе с умениями применять и соединять полученные предметные знания с реальной окружающей действительностью. Именно в этом, по результатам международных исследований PISA, отстают наши ученики. Технология проектирования, разработанная на основе возникшего в США еще в 20-е годы ХХ века метода проектов (автор Дж.Дьюи), изначально и имела целью формирование практического интеллекта, практического опыта учащихся по решению жизненно важных проблем, побочным результатом которого являлись приобретенные знания.
     Деятельность проектирования, как учебного, так и социального, создает условия для формирования важнейших жизненных необходимых умений учащихся:
- умения анализировать проблемные ситуации жизнедеятельности;
- умения проектировать цели;
- умения планировать достижения целей;
- умение прогнозировать последствия решений;
- умения оценивать решения и делать обоснованный выбор;
- умения эффективно работать в группе.
     Однако насколько разработка проектов, которая стала массовой в последние десятилетия в школьном образовании, способствует формированию вышеназванных умений, зависит от деятельности учителя. "Погружает" ли учитель своих учеников в проектировочную деятельность или он только раздает задания с точными детальными инструкциями, установками, руководством со своей стороны? Владеет ли сам учитель технологией проектирования?

     Чем наш подход отличается от других имеющихся подходов к проектированию?
     Мы не обучаем методу проектов как дидактической категории, как системе приёмов и методов. Мы осваиваем технологию проектирования в широком смысле слова. "Погружаясь" в технологию проектирования, учитель совместно с учениками (группой учеников) проходит все этапы - проблематизации, целеполагания, планирования, реализации, рефлексии и экспертизы проекта. И только в случае полного развернутого цикла проектировочной деятельности и соблюдения всех этапов, которые невозможно вместить в рамки урока, будут формироваться проектировочные умения и проектное мышление и учителя, и учащегося.
     Для нас приоритетным является не столько продукт (хотя оригинальность решения проблемы является значимой), но сам процесс проектирования. Насколько эффективно и педагогически целесообразно он организован; какие "приращения" произошли у участников в умениях и качествах личности в процессе проектирования - это аспекты являются основными при анализе эффективности работы по проекту. Состоялось ли ценностное самоопределение ученика в этом виде деятельности? "Принял" ли он этот вид деятельности и чему научился в результате. Таким образом, главным для нас является освоение и учителем, и учеником самой технологии проектирования по этапам и шагам, которая в наиболее развернутом виде представлена в методических рекомендациях д.п.н. Лазарева В.С. На основе данных рекомендаций обучение технологии проектирования можно построить таким образом, что учитель вместе с учащимся сможет не только пройти через все этапы проектирования, но и увидеть, отследить, как идет процесс формирования проектировочных умений у учащихся, чему "учатся" разработчики проекта, какие новые умения и качества личности у них развиваются. Таким образом, учитель становится не только разработчиком и руководителем проекта, но и выступает как эксперт процесса обучения проектированию.
     Процесс освоения технологии проектирования может происходить одновременно и педагогом в рамках педагогических мастерских, и учащимися в проектной группе при условии, что учитель опережает учащихся на один шаг проектирования.

     Приглашаем принять участие в разработке:
- совместных межпредметных, учебных и социальных проектов;
- основных показателей результативности проектировочной деятельности учащихся;
- диагностических материалов по определению уровня сформированности проектировочных умений (компетенций);
- системы мониторинга динамики развития проектировочных умений (компетенций);
- ресурсного портфолио учителя по технологии проектирования.

     План наших действий:
     Цель: овладение учителем технологии проектирования и умениями "включения" учащихся в проектировочную деятельность, освоение методов диагностики уровня сформированности проектировочных умений учащихся.
     Встреча №1 - Введение в технологию проектирования: проблема включения учащихся в проектировочную деятельность. Первые шаги проектирования: определение проблем и целей проекта.
     Учитель должен научиться формировать у учащихся умения: распознавать проблему и преобразовывать ее в цель; анализировать нестандартные ситуации, проектировать и оценивать цели.
     Планируемые образовательные продукты: тематика выделенных проблем для проектов различных видов, система тем, проблем и целей проектов.
     Встреча №2 - Выдвижение и выбор идей достижения целей проекта. Роль учителя в эффективности хода реализации проекта. Ведение дневника проектирования.
     Как научить детей выдвигать оригинальные идеи, направленные на решение проблемы и реализацию цели; оценивать, сравнивать и делать обоснованный выбор идей по достижению целей.
     Планируемый образовательный продукт: банк идей по достижению целей проектов, таблица оценки идей по критериям реалистичности, контролируемости и ценности.
     Встреча №3 - Планирование реализации и ресурсного обеспечения проектов.
     Определение перспективы и планирование шагов реализации на основе ленточной диаграммы Ганта.
     Как научить учащихся планировать действия, необходимые для достижения целей, и ресурсное обеспечение проекта. Формирование умения найти и привлечь необходимые ресурсы, произвести точные расчеты, учесть возможные риски.
     Планируемый образовательный продукт: ленточная диаграмма Ганта, расчеты по ресурсной обеспеченности.
    Встреча №4 - Критерии оценивания проектов. Проблема диагностики уровня сформированности проектировочных умений учащихся. Параметры и методы диагностики.
     Как научить учащихся экспертизе (самооценке) разработанного проекта и сформировать умения оценивать проекты согласно разработанным критериям.
     Планируемый образовательный продукт: продукт экспертизы - описание проекта, оценочный лист эксперта.
     Встреча №5 - Презентация проекта и внешняя экспертиза проекта (очная встреча - конкурс проектов). Критерии оценивания проектов по возрастным ступеням (5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл.). Критерии оценивания уровня сформированности проектировочных умений учащихся в процессе презентации проекта. Деятельность учителя как эксперта. Письменная часть проекта. Как научить учащихся вести дневник проектирования и делать самооценку собственной деятельности: формирование рефлексивных умений учащихся. Требования к паспорту и проектной папке проекта. Журнал руководителя проекта. Структура и содержание ресурсного портфолио учителя по технологии проектирования.
     Учитель должен научиться грамотно в соответствии с разработанными критериями оформлять результаты проектной деятельности учащихся и научить этому учеников.
     Новыми у учителя будут умения диагностировать и отслеживать проектировочные компетентности учащихся, оформляя их результаты в ресурсный портфолио.
     Образовательный продукт: презентация педагогических ресурсных портфолио, включающих методическую разработку проекта и пакет результатов диагностики проектировочных умений учащихся.

     Методическое обеспечение курса:
1) лекции с компьютерной презентацией по каждому модулю;
2) раздаточный материал (опорные листы, анкеты, план-схемы, листы экспертов) для педагогов;
3) вопросник для проведения "мозгового штурма" по каждому модулю;
4) дайджест научно-методической литературы по проблеме проектирования;
5) тематика учебных, межпредметных, социальных и творческих проектов;
6) диагностический инструментарий определения уровня сформированности проектировочных умений;
7) пакет методик для разработки мониторинга динамики развития проектировочных умений учащихся.

Заявку на участие в мастерской можно заполнить здесь.

О работе в данном направлении и о конкурсе проектов Вы сможете узнать подробнее.

Вернутся в раздел "Дистанционное обучение взрослых"