Проектирование урока с учебным диалогом
Назад
Обновить страницу
Вперёд
На главную страницу
Отправить на печать
Напишите нам
Нижний Новгород
ул.Обухова,д.6
F-Mark 2010
Телефон/факс (831) 296-47-61
Время работы с 9-00 до 17-00
Поиск 


По материалам семинара ЧУ ДПО НЦНО,
автор к.п.н. Песняева Н.А. (АПК и ППРО)


   В существующей системе современного обучения в начальной школе урок является отрезком времени, в течение которого разворачивается непрерывное взаимодействие учеников и учителя. Именно это в первую очередь определяет психолого-педагогические и методические условия организации урока.
   Однако в условиях подлинно развивающего обучения, в условиях организации учебного диалога урок перестает быть единицей планирования и анализа обучения. Как это возможно?
   Движение учеников в любом предмете, построенном на принципах теории учебной деятельности, на принципах учебного диалога, предполагает решение ими системы учебных задач. Это означает, что решение первой учебной задачи приводит к постановке следующей и ее решению и т.д. При этом учебная задача - это не любое задание, решаемое детьми на уроке. Учебная задача - понятие, означающее только такую задачу, решая которую дети открывают наиболее общий способ действия для целого класса задач.
   Постановка и решение подобной учебной задачи - дело не одного урока. Именно поэтому единицей анализа и планирования может быть период, включающий постановку и решение учебной задачи, а не урок.
    Вместе с тем житейская реальность ежедневно приходит в противоречие с этими, казалось бы, очевидными следствиями из теории учебной деятельности. Учитель ежедневно должен идти на урок и работать с детьми от звонка до звонка. Таким образом, ему все равно приходится планировать 30-40-45-минутный интервал своей деятельности.
   Как же выйти из этого противоречия? Прежде всего, необходимо понимать, что при подготовке урока учитель должен создать не план, а проект урока, который отличается многомерностью, то есть включает в себя не одну, а несколько возможностей разворачивания хода событий.
   Проектируя урок, учитель должен сначала определить его место в цикле постановки и решения детьми учебной задачи.
   По месту в цикле постановки и решения учебной задачи уроки, прежде всего, делятся на вводные (или постановочные) и все остальные.
   Постановочные уроки - это наиболее острые и трудные моменты для учителя, так как именно на этих уроках происходит трудный переход от старого к новому способу действий.
   Постановочный, или вводный - это урок, на котором перед детьми ставится учебная задача, то есть демонстрируется несовершенство (ограниченность в применении) старого, освоенного, способа действий и начинается поиск нового способа действий, подходящего к поставленной задаче
    (например, урок математики, 3 класс, тема "Умножение многозначных чисел").
   Первый пункт вводного урока - демонстрация детьми владения старым способом. Этот момент может быть организован по-разному: или в форме решения нескольких заданий старым способом (если это займет небольшую часть урока), или в форме вопросов и ответов, каким способом решить ту или иную задачу. Важно, чтобы эти задания не вызывали серьезных затруднений и создавали положительные эмоциональные состояния удовлетворенности и спокойствия, уверенности в собственных силах. Иногда этот этап может происходить и на предшествующем уроке
    (в нашем уроке - этап актуализации знаний при выполнении заданий учителя на применение различных свойств умножения).

   Следующий желательный момент вводного урока - самооценка детей. Дети должны оценить степень своего владения старыми способами (старым способом), прежде чем перейти к новому. Форма организации этого момента урока - дело учителя. Лучше, если дети оценивают себя в письменной форме, потому что это позволяет:
   а) учителю впоследствии более внимательно поработать с самооценкой каждого ребенка;
   б) ребенку впоследствии критически отнестись к своему бывшему взгляду на свои умения.
    (в нашем уроке дети оценили степень своего владения старым способом действия уже в самом процессе решения иной, новой учебно-практической задачи, обнаружив, что для ее решения надо умножить на двузначное число).

   Следующий шаг учителя - постановка перед детьми задачи, которую нельзя решить старым способом.
    (в нашем уроке учебная задача возникла в процессе решения задачи конкретно-практической, когда дети, оценив ситуацию, были вынуждены предлагать учителю новый способ действия).

   Учитель должен продумать и предусмотреть:
   1. Особое взаимодействие с детьми по поводу их неудачи.     При этом необходимо учесть особенности класса: в одном классе неудача смутит детей, и они будут достаточно вяло реагировать на предложение учителя понять, в чем причина трудностей. Анализ затруднений и выход к решению потребуют переосмысления задачи поэтапных подсказок. В другом классе ученики сразу будут искать новые пути и предлагать варианты решения, в третьем - окажется, что 1-2 человека сразу все поняли, тогда как другим далеко до понимания.
    В этом смысле проект урока представляет собой поэтапный план взаимодействия учителя с детьми, продуманный иногда до таких деталей, как вопросы и предложения к конкретному ребенку.
   2. Особенно важно продумать и зафиксировать вопросы к детям (в точной формулировке), возможные предложения детей и способы организации проверки тупиковых ходов.
   Однако часто предложения детей бывают совершенно оригинальными, и учителю приходится на ходу придумывать, как выйти из сложившейся ситуации.
   Таким образом, нужно быть заранее готовым к тому, что учитель не всегда может реализовать свой проект в точности. Это совершенно естественно.
   Проект урока существует только для того, чтобы учитель не терял из виду основное направление движения класса, но не означает строгое следование плану.
   Учитель должен внимательно вслушиваться в предложения и мнения детей, быть готовым временно свернуть с задуманного им пути, например, для того, чтобы дети сами смогли убедиться в неудачности или ошибочности своего предложения.
   Учитель должен быть готов к тому, чтобы замедлить или ускорить темп продвижения класса в зависимости от того, как дети справляются с предложенными им заданиями.
   Обобщающие уроки - это работа детей по окончательному уяснению и овладению новым способом действия.
   Основные принципы организации обобщающих уроков состоят в том, чтобы:
   а) предоставить детям возможность работать с зафиксированной схемой действий (схемой, фиксирующей найденные на постановочных уроках отношения), применяя ее в разнообразных условиях на разном предметном материале;
   б) организовать постепенный переход от совместной работы класса по поиску нового способа действий (общеклассная дискуссия) через разнообразные формы групповой работы детей к индивидуальной работе каждого ребенка.

Проектирование урока

   Чтобы создать проект урока, учителю нужно:
   а) определить результат урока в виде формируемой детской способности (дети должны открыть для себя новый способ действий; обнаружить, что они умеют работать каким-то способом, и осмыслить, когда и как они его применяют; научиться работать каким-то способом быстрее и четче и т.д.);
   б) предусмотреть в проекте урока основные логические моменты урока (то, что меняет вид или направление деятельности детей);
   таких точек в среднем бывает 5-7. Эти моменты должны быть детально продуманы, например, вопрос или указание, сделанные в такой момент, необходимо точно сформулировать и записать дословно;
   в) продумать, что будут делать дети на протяжении логических отрезков урока (обсуждать, выполнять действия в тетради, проверять работу соседа и т.п.). Такие виды работы должны сменять друг друга; для каждого отрезка времени учитель должен решить вопрос о форме выполнения (общеклассная дискуссия, работа в паре, работа в группе, самостоятельная работа);    г) предусмотреть и наметить, в какие моменты нужно проверить, контролируют ли дети то, что они делают (приготовить "ловушки", организовать само- и взаимопроверку).
   Также важно заранее наметить моменты оценки (хотя часто они случаются непредсказуемо): когда, что, кого, по каким критериям, будут ли критерии обсуждаться и пр.;
   д) предусмотреть на каждом уроке рефлексивные моменты: подведение детьми итогов работы, оценку настроения, постановку целей будущей работы, планирование хода выполнения задания и т.д.
   Таких моментов не может быть много, каждый из них не должен длиться более 1 минуты, и они не должны иметь характер шаблонного повторения или ритуалов.

Реализация проекта урока

   Реализуя свой проект, учитель должен:
   1) корректировать его по ходу урока в соответствии с пониманием и продвижением детей. Другими словами, действуя, учитель ориентируется, прежде всего, на то, что происходит с детьми (как меняется их понимание, какие заблуждения или знания препятствуют или, напротив, способствуют продвижению), и лишь во вторую очередь - на свой замысел.
   Однако конечную цель урока учитель удерживает в сознании постоянно;
   2) в ходе урока соотносить свою активность (прежде всего, речевую), и активность детей.
   Если вопрос задан, то учитель ждет ответа столько, сколько требуется детям. Учитель ни в коем случае не должен повторять слова детей! Если они произнесены тихо, можно попросить повторить громче, а других - прислушаться. Небольшие (1-3 минуты) рассказы учителя могут присутствовать в ходе урока, но основной разговор ведут дети;
   3) всегда обращать внимание на адресованность вопроса ребенка или высказываемого им соображения (либо классу, либо - возражение или одобрение - другому ребенку, либо учителю);
   4) стараться избегать оценок личности и работы детей. Учитель соглашается или корректирует самооценку или взаимооценки детей. Он обращает внимание детей на их достижения, особенно на достижения тех детей, которым что-то дается с трудом и которые прикладывают к этому усилия. При этом дети должны чувствовать доброжелательность и спокойный настрой учителя по отношению ко всем.

   Урок можно считать удавшимся, если:
   а) реализован замысел урока (то есть достигнут запланированный сдвиг в способах работы детей), даже если спроектированный ход урока нарушен;
   б) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путем, то есть дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель; ушли с урока, желая продолжить это занятие.